О проекте
Инсталляции для Мариинского театра
С гордостью представляем нашу первую коллаборацию с Мариинским театром и сценическим искусством в целом. 76 светящихся кубов BERKANO стали частью декораций главной балетной премьеры года – спектакля «Двенадцать» по поэме Александра Блока, премьера которого состоялась 14 июля 2022.
Световые и пространственные решения перформанса были заложены в самих декорациях. Напольные и подвесные световые кубы выступили в качестве как визуальных эффектов, так и присущей спектаклю геометрии в построении фигур.
Новаторский спектакль-балет объединяет в себе музыку, танец и театр, идя вразрез с общепринятыми канонами. Довольно редко танцовщики взаимодействуют с элементами декораций, однако художник-постановщик Леонид Алексеев выбрал вариант именно с активной сценографией. Для «12» он придумал образ из светящихся красным или белым светом кубов, создающих условный город. Из них в процессе действия выбиваются пиксели, которые артисты превращают в фонари, стол для тайной вечери и даже души людей.
Сценография «12» построена вокруг пикселя как универсальной формы или модуля. Изобретение пикселя, который формирует изображение, в искусстве приписывают К. Малевичу. Кубы BERKANO олицетворяют те самые пиксели. Автор спектакля собирает из них мир, в который помещает героев. Пикселями рисуются улицы, движения героев, пространство города. Затем кубы начинают рассыпаться – вначале фрагментарно, потом целым каскадом, и к концу постановки они уже парят в воздухе. Оставшиеся обнажившиеся рамки сам художник-постановщик сравнивает с черным квадратом, ставшим QR-кодом.
Форма квадрата как нельзя лучше соотносятся с эпохой индустриализации начала 20 века, относят зрителей к авангардизму и кубизму. Однако постановщики намеренно не задают действию координат: происходящее может иметь место как в революционном Петрограде 1918 года, так и сегодня в любом другом месте. Сам А. Блок полагал, что его поэма — своеобразное зеркало, в котором можно увидеть будущее.